«…Милости Твоея, Господи, исполнены суть судьбы наша: не по беззаконием нашым сотворил еси нам, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Наипаче же удивил еси милость Твою на нас в день он, егда вмале не погибе надежда наша, явил бо еси нам спасение помазанника Твоего благочестивейшаго государя нашего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, дивно сохранив его и супругу его благочестивейшую государыню ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ и всех чад их во вратех смертных. Ныне убо приклоняем сердца и колена наша пред Тобою, Владыко живота и смерти, исповедающе неизреченное Твое милосердие. Даждь убо нам, Господи, память сего страшнаго Твоего посещения тверду и непрестанну в себе имети из рода в род и не остави милости Твоея от нас…»
17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут, у железнодорожной станции Борки, недалеко от Харькова произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с женой Марией Фёдоровной и детьми возвращались из Крыма, где они обыкновенно отдыхали в имении императрицы Марии Александровны – Ливадии. Шел дождь. Специальный императорский состав, мчался со скоростью явно превышающей дозволенную на этом участке – около 70 км в час, а разрешённая была 20 км в час. Вагоны были соединены крытыми переходами. Вагон-салон, вагон-кухня, вагон-опочивальня, вагон-столовая, служебный вагон и свитские вагоны, которые в наши дни стали называться СВ. Вагон, в котором находился император, был длиною 25 метров 25 см и имел голубой цвет. Золоченые двуглавые орлы украшали окна, расположенные на две стороны. Вагон императрицы представлял собой три изящно убранные комнаты с камином, кухней, погребом и ледником.
Что произошло на самом деле так и осталось загадкой. Была ли слишком быстрой скорость? Говорят, Александр приказал машинисту ехать быстрей, и тот не смог ослушаться государя. Или ошибка при строительстве путей? Не ведомо. Была даже версия о покушении, о якобы заложенной бомбе. Разное говорят. Состав завалился на левую сторону. Часть вагонов превратились в груду металла, по словам очевидцев, зрелище было ужасное. Погибло 23 человека, в основном прислуга. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, в тот момент, когда из-под нее выбирались его близкие. В Харькове, куда после крушения была доставлена императорская семья, отслужили торжественный молебен о ее спасении.
Наверное, был какой-то высший промысел в происшедшем. Позже на месте катастрофы был воздвигнут православный храм. Для увековечивания памяти чудесного спасения царской семьи в Харькове было учреждено Харьковское коммерческое училище Императора Александра III, отлит серебряный колокол для Благовещенской церкви в Харькове. На Южном берегу Крыма, над Форосом в 1892 году в память о «чудесном спасении» императора Александра III и его семьи была построена и 4 октября освящена церковь Воскресения Христова. Храм возведён на средства владельца имения Форос чаепромышленника А.Г. Кузнецова по проекту академика архитектуры Н.М. Чагина. Были и ещё храмы, построенные по тому же поводу, но они не сохранились, насколько мне известно, но… мало кто знает, что после этого события было изготовлено ПЕРО! «Перо ст. Борки в память чудесного спасения. Ст. Борки» 17 окт. 1888. Это одно из самых редких металлических перьев, известных в частных коллекциях мира. Это перо есть в моей коллекции! Кто заказал его в компании D. Leonardt & Co – мне не ведомо, буду разбираться.