Статьи

21.12.2017
Не только кратер на Венере назван в честь Аделины Патти.
Легенда оперной сцены, настоящая королева, примадонна, совершенный голос, дар Божий! Рассвет её таланта выпал на сумасшедшие 1860–1900 годы. Это время блистательных спекулянтов, талантливых везунчиков, игроков банковского дела, богатейших заводчиков и фабрикантов. Аделина пела русскому царю. Ах, как она пела! Самозабвенно, умопомрачительно! Впрочем, деньги она любила приблизительно также. Забавляет и тот факт, что родилась маленькая Аделина прямо в стенах Мадридской оперы 19 февраля 1843 года, а маменька её за пару часов до родов ещё пела со сцены, и к слову сказать, папаша Патти тоже был певцом.
Диапазон оперной дивы вмещал две с половиной октавы – от до первой до фа третьей. Она стала первой оперной певицей, чей голос был записан на пластинку.
«В чарующей красоте её голоса и в соловьиной чистоте её трелей, в баснословной лёгкости её колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое…»
Петр Чайковский

Каких историй только про неё не рассказывали, но… всё же… мало на свете людей, думаю с десяток, которым ведомо, что кроме всего прочего, в её честь было выпущено металлическое перо для письма. Легенды об этом пёрышке ходили разные. Говорят, видели его то в Англии, то во Франции. Знатоки перьевого рынка, рассказывая об этом маленьком артефакте величиной три с половиной сантиметра, с барельефом соловья, бриллиантовой меткой, и надписью PATTI PEN загадочно закатывают глаза, переходят на шёпот, тягостно вздыхают, мечтательно повторяя: «Эх, увидеть бы эдакую редкость хоть одним глазком…» Почему соловей, спросите вы – сие доподлинно не известно. То ли её считали оперным соловьём… не знаю, но мне кажется потому, что романс «Соловей» А.А. Алябьева Аделина пела на русском языке так, как не пела ни одна певица ни до неё, ни после. Это была настоящая магия, зал цепенел, на улице умолкали птицы и, кажется, утихал ветер. Никто не смел шевельнуться, а после исполнения публика неистовствовала, буйствовала и гремела аплодисментами с криками браво, Браво, БРАВО!!!
Стихотворение барона Дельвига «Русская песня»

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей…

Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Соловей…

Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
Соловей…

У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
Соловей…

У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
Соловей…

В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
Соловей…

Между маем 1825 и февралем 1826

Бриллиантовую метку на перья ставили самые серьёзные и уважающие себя перьевые короли. Внутри этого, на первый взгляд, странного строго геометрического чертёжика зашита очень важная информация. Это как проба и именное клеймо автора на дорогих ювелирных украшениях. В этой метке вся информация о фирме, годе выпуска, месяце и материале, из которого изготовлено перо.
Вы думайте я просто так трачу ваше и своё время, рассказывая тут всяческие истории – таки нет!
Вот оно! Перо PATTI PEN фирмы D. LEONARDT&Co! В моей коллекции, и оно прекрасно, как её голос, как Алябьев, как русский соловей! Как оно попало в мою коллекцию – это отдельная история, и видит Бог, когда-нибудь я её вам поведаю.
Звучат аплодисменты, публика, одетая в самые дорогие одежды, встаёт, зажигается весь свет и крики браво не умолкают…

Adelina Patti

 

 

05.12.2016
«…Милости Твоея, Господи, исполнены суть судьбы наша: не по беззаконием нашым сотворил еси нам, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Наипаче же удивил еси милость Твою на нас в день он, егда вмале не погибе надежда наша, явил бо еси нам спасение помазанника Твоего благочестивейшаго государя нашего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, дивно сохранив его и супругу его благочестивейшую государыню ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ и всех чад их во вратех смертных. Ныне убо приклоняем сердца и колена наша пред Тобою, Владыко живота и смерти, исповедающе неизреченное Твое милосердие. Даждь убо нам, Господи, память сего страшнаго Твоего посещения тверду и непрестанну в себе имети из рода в род и не остави милости Твоея от нас…»

17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут, у железнодорожной станции Борки, недалеко от Харькова произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с женой Марией Фёдоровной и детьми возвращались из Крыма, где они обыкновенно отдыхали в имении императрицы Марии Александровны – Ливадии. Шел дождь. Специальный императорский состав, мчался со скоростью явно превышающей дозволенную на этом участке – около 70 км в час, а разрешённая была 20 км в час. Вагоны были соединены крытыми переходами. Вагон-салон, вагон-кухня, вагон-опочивальня, вагон-столовая, служебный вагон и свитские вагоны, которые в наши дни стали называться СВ. Вагон, в котором находился император, был длиною 25 метров 25 см и имел голубой цвет. Золоченые двуглавые орлы украшали окна, расположенные на две стороны. Вагон императрицы представлял собой три изящно убранные комнаты с камином, кухней, погребом и ледником.

Что произошло на самом деле так и осталось загадкой. Была ли слишком быстрой скорость? Говорят, Александр приказал машинисту ехать быстрей, и тот не смог ослушаться государя. Или ошибка при строительстве путей? Не ведомо. Была даже версия о покушении, о якобы заложенной бомбе. Разное говорят. Состав завалился на левую сторону. Часть вагонов превратились в груду металла, по словам очевидцев, зрелище было ужасное. Погибло 23 человека, в основном прислуга. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, в тот момент, когда из-под нее выбирались его близкие. В Харькове, куда после крушения была доставлена императорская семья, отслужили торжественный молебен о ее спасении.

Наверное, был какой-то высший промысел в происшедшем. Позже на месте катастрофы был воздвигнут православный храм. Для увековечивания памяти чудесного спасения царской семьи в Харькове было учреждено Харьковское коммерческое училище Императора Александра III, отлит серебряный колокол для Благовещенской церкви в Харькове. На Южном берегу Крыма, над Форосом в 1892 году в память о «чудесном спасении» императора Александра III и его семьи была построена и 4 октября освящена церковь Воскресения Христова. Храм возведён на средства владельца имения Форос чаепромышленника А.Г. Кузнецова по проекту академика архитектуры Н.М. Чагина. Были и ещё храмы, построенные по тому же поводу, но они не сохранились, насколько мне известно, но… мало кто знает, что после этого события было изготовлено ПЕРО! «Перо ст. Борки в память чудесного спасения. Ст. Борки» 17 окт. 1888. Это одно из самых редких металлических перьев, известных в частных коллекциях мира. Это перо есть в моей коллекции! Кто заказал его в компании D. Leonardt & Co – мне не ведомо, буду разбираться.

30.08.2016 в 18:21
Вот что удалось раскопать по фабрикам, которые изготавливали стальные перья в России:
Русское Общество для производства стальных перьев в г. Рига (РОР)
Влад. Акционерное Общество, основано в 1895году. Основной капитал 500.000 р.
Местонпхождение г. Рига ул. Александровская 147. Телеграфный адрес Рига-Сталоперо. Тлф. 6-36. Заведующий технической частью. Д.М. Сурде
Председатель правления директор Т.Э.Пихляу, Р. Фонъ-Бюнгнер, К.Л. Лезеръ
Двигатель 1 паровой. Общей силы. 75 л.с. Работающих 320человек.
Изделия: Стальные перья, рисовальные шпильки. Годовое Производство 350.000 руб.
Грязев Александр Афанасьевич
Первая Русская Фабрика стальных перьев. Год основания 1882. Местонахождение Москва, Серпуховская застава, Михайлов проезд, собственный дом. Телеграфный адрес Москва Даниловка – А. Грязеву. Управляющий заводом Михаил Степанович Медведев. Двигатель 1 газовый общей силы 80 л.с. Топливо антрацит – 8 000 пуд. Рабочих 100 чел. Изделия: Стальные перья, ручки, головные дамские шпильки спицы для вязания. Годовое производство 50 000 руб. Представительства имелись в
С-Петербурге, Одессе, Киеве и Харькове.
Григорий Крейцер
Фабрика стальных перьев бывшая. А.А. Грязева. Даниловская слобода., проезд к Донскому кладбищу, собственный дом, тел. 6108. Число рабочих 110 чел. Электричество есть. Фабричный участок – 14

Крутовский Алексей Ефимович
Фабрика стальных перьев, Хамовнич. Ч., 1 уч. Большая. Царицынская, д. 31. Число рабаботающих 40 чел. 6 мужчин, 34 женщины.
Экштейн Г. и Ко торговый дом -1 Мясницкая, Б. Златоустьинский пер., 1а, тлф.33-04. 2 (фабрика.) Сыромятнический пер., 2, тлф. 58-54
К. Васильевский и Ко
Фабрика стальных перьев Владелец В. А. Арндъ, С.А. Кенигштейн. Год основания 1895г. Основной капитал 90.000 руб.
Местонахождения г. Варшава, Новолипе, ул. Холодная 29 74. Тлф. 17-91. Управляющий заведующий. В.А. Арнндъ. Имеется двигатель электрический общей силой 10 л.с. Рабочих 120 чел.
Изделия: стальные перья, кнопки, сшивки и запонки для бумаг.
Годовое производство 150.000 руб

Г.Бертгольц,
С-Петербург, Мещанская 13

О.И. Сметанко, Москва, Сыромятники, Ярославский пер.,7

В моей коллекции представлены перья РОР, Грязев, Васильевский.
Найти остальные, я полагаю, дело времени и везения.

30.08.2016 в 18:19
Очень неожиданное и любопытное открытие случилось в моём перьевом мире. Нашлась парочка абсолютно разных по форме и размеру перьев Русского Общества для производства стальных перьев в г. Рига. Одно «Конторское перо 801», другое — уменьшенное перо №86. На обоих перьях одни и те же буквы И.В.Ж и выгравировано насекомое, не то божья коровка, не то жук о шести лапках и двух усах. Я конечно тут же, размечтавшись, предположил, что был некий человек, может купец, с фамилией Жуков, Жуковский, или, к примеру, Жучков и был он развесёлый такой, что решил заказать для себя любимого перо с собственным отличительным знаком. Покопавшись поверхностно в похожих фамилиях Русского купечества, а так же поэтическо-писательского сословия оных не обнаружил, почесав затылок пристроил я оба пера в коллекционный бювар РОР (Русское Общество Рига). Но история эта получила неожиданное продолжение через полгода, когда из Библиотеки Ленина пришли сканы рекламы по производителям перьев и разной канцелярщины. Так вот там мне на глаза попался некий Иван Васильевич Жуков, который имел на углу Никольской и Черкасского переулка в доме гражданина Орлова-Давыдова, а также на той же Никольской в Верхних торговых рядах №2 писчебумажный магазин, где к тому же можно было заказать конторские книги, различные бланки и каучуковые штемпеля. С абсолютной уверенностью можно теперь сказать, что действительно был такой человек с фамилией Жуков, который и заказал себе эти перья. И точно был он весёлым человеком, ибо букашка, выгравированная на перьях, выглядит совершенно уморительной. Посмотрите сами…

23.06.2016 в 23:49
Очередная нечаянная радость! Нашлось перо Русского Общества Рига, сделанное по заказу Дитятковского товарищества пищебумажных фабрик. Перо имеет надпись «ДЛЯ УЧИЛИЩЪ», знак Русского общества Рига и цифру «1». Я и не знал, что такое перо было, ибо про него нигде и никогда упоминаний не встречал. Вместе с этим пером пришёл в коллекцию и сургуч также Дитятковского товарищества и тоже с цифрой «1». Поскольку прибыло всё это богатство из Тифлиса, можно наверняка сказать, что там оно находилось на законном основании, поскольку товарищество это имело склад в Тифлисе, как впрочем и в Киеве, и в Одессе, а так же в Баку, Ростове, Екатеринославе, и Кременчуге. Существовало это товарищество с 1873 года.

17.03.2016 в 14:33
На сегодняшний день в коллекции представлены перья двухсот различных фирм из разных уголков земного шара. Поскольку история возникновения металлического пера ( в его производственных объёмах) берёт своё начало в Бирмингеме, насколько мне известно, с 1816 года, после того, как господин Джон Митчел (John Mitchell) получил патент на изделие, имеющее по своему внешнему облику и конструкции все признаки металлического пера, которое и дошло до наших дней. Бирмингем в конце XIX столетия имел более десятка перьевых компаний и фирм, и выпускал на рынок более 200 миллионов перьев в год.

16.03.2016 в 22:37
Некоторое время назад, когда моя коллекция русских прописей, альбомов упражнений, учебников по правописанию, уроков наглядного письма XIX и начала XX столетия стала, на мой взгляд, достойной, я вдруг осознал, что если я не соберу хотя бы некоторое количество металлических перьев, которыми писали мои прабабушки, бабушки, дедушки, родители, и ради которых и издавались все эти замечательные учебники и пособия — всё это будет напрасным, коллекция будет куцей, однобокой и бессмысленной. Я начал собирать перья и… пропал. Никогда я не думал, что найду в этом занятии столько интересного и открою для себя столь многообразный, многогранный мир пера.